Новости компании

Страховая гарантия: монополизм поневоле?

В конце января — начале февраля отечественные турфирмы, а также другие компании — агенты отечественных и зарубежных авиакомпаний — получили извещения от украинского представительства ИАТА о необходимости увеличения финансовых гарантий. Необходимость таких изменений объясняется новыми критериями аккредитации и поддержания статуса аккредитованного Ассоциацией агента.

В принципе, ИАТА — это общественная международная организация, профессиональное объединение авиакомпаний, образованное с целью разработки и внедрения в жизнь единой политики в отрасли пассажирских авиаперевозок, в том числе и по поводу продажи билетов. Именно поэтому и существует процедура аккредитации агентов по продаже авиабилетов — ИАТА допускает к работе лишь те компании, которые соответствуют ее внутренним критериям. А в результате без аккредитации в ИАТА агент не может продавать билеты авиакомпаний — членов ИАТА — через БСП. Одна из причин такого отбора заключается в том, что общественные ассоциации, подобные ИАТА, практикуют солидарную ответственность своих членов перед потребителями и соответствующими органами государственного контроля. Т.е., если по каким-либо причинам агент не рассчитается с авиакомпанией за проданные авиабилеты, убытки авиаперевозчику, в конечном счете, будут возмещены за счет финансовой гарантии или страхового возмещения.

Как правило, в таких объединениях предусматривается механизм принятия подобных решений. Заметим также, что участие в таких профессиональных ассоциациях, как ИАТА, Международный союз автомобильного транспорта и им подобных, является полностью добровольным. Аккредитация турфирм и других компаний, которые исполняют роль агентов, в ИАТА также добровольна — агентов никто не принуждает проходить эту процедуру. В конце концов, можно ведь выступать и в качестве субагента аккредитованной в ИАТА организации, продавая авиабилеты без БСП, т.е. напрямую рассчитываясь с авиакомпанией, если, конечно, последняя на это пойдет. Много ли можно таким образом заработать на продажах — это уже другой вопрос. Следовательно, решение об изменении критериев аккредитации и поддержки аккредитованного членства для агентов принимается коллегиально, и является, скорее всего, бесспорным с юридической точки зрения.

Таким образом, туристическая компания, желающая стать авиаагентом, а значит, продавать авиабилеты через систему ВБР, должна в безусловном порядке предоставить в ИАТА финансовую гарантию или договор о страховании рисков. Размер гарантии или сумма страхового покрытия рассчитываются по определенной формуле (но не меньше $100 000). Стоимость такой услуги выражается обычно в процентах от суммы гарантии. Таким образом, увеличение финансовых гарантий или суммы покрытия по договору страхования рисков напрямую ведет к увеличению расходной части в деятельности туристических компаний, вымыванию и замораживанию их оборотных средств, снижению рентабельности бизнеса. И все это в условиях кризиса...

Однако, в этой ситуации невозможно не отметить еще один аспект проблемы. Информационное письмо ИАТА гласит: «В качестве финансовой гарантии могут быть предоставлены:

— Банковская гарантия... Аутентичность банковской гарантии должна быть подтверждена обслуживающим банком Представительства ИАТА, АКБ «Ситибанк (Украина)», SWIFT: CITIUAUK. Выпускающий гарантию банк должен быть согласован с представительством ИАТА. ЛИБО

— Страховой сертификат... компании «ЕВРОПЕЙСКОЕ ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ». В случае появления других страховых компаний для выпуска страховых сертификатов мы сообщим вам дополнительно».

Сразу же возникает вопрос: почему право страховать риски агентов предоставлено лишь одному страховщику? Нет ли здесь нарушения антимонопольного законодательства? Или просто никто из отечественных (да и иностранных) страховых компаний, кроме «ЕТС», не смог удовлетворить критериям ИАТА? Наконец, что случится, если «ЕТС» обанкротится — кто в этом случае гарантирует авиакомпаниям — членам ИАТА — покрытие убытков в случае неперечисления агентом вырученных денег за проданные билеты? Таких вопросов возникает довольно много, и на них хотелось бы получить ясные и четкие ответы.

Сергей Мартынюк, представитель ИАТА в Украине:

1. Локальные критерии аккредитации, действовавшие последние несколько лет, предусматривали размер финансовой гарантии, предоставляемой агентами, не выше 100 000 долларов США. При постоянно растущих объемах продаж агентств за последние годы, данная гарантия не покрывала риски авиакомпаний.

2. На Пассажирской Конференции в октябре 2008 года были утверждены изменения локальных критериев, в том числе финансовых, на основании рекомендации Agency Program Joint Council (APJC) Украины. В состав APJC Украины входят представители авиакомпаний (в том числе украинских) и агентов (по 9-ть человек с каждой стороны с равным правом голоса, ИАТА выполняет функции секретаря без права голоса). Важно отметить, что до 2008г. рекомендации по изменению агентских локальных критериев принимались авиакомпаниями на AIP без участия агентов и без обсуждений с ними. Последние изменения финансовых критериев для агентств способствовали установлению более открытых и доверительных деловых отношений между агентами и авиакомпаниями, т.к. обе стороны пришли к осознанному компромиссному варианту финансового обеспечения: агенты приводят уровень финансовых гарантий в соответствие с реальными объемами продаж, а авиакомпании соглашаются принять уменьшенные суммы агентских гарантий в зависимости от финансового состояния агента.

3. Конкурса среди страховых компаний не проводится, поскольку процесс аккредитации страховой компании-поставщика услуг не ограничивается во времени. В любой момент любая страховая компания может подать заявку в ИАТА и, выполнив все процедуры проверки ИАТА на соответствие определенным требованиям, включая консультации с APJC, получить разрешение на страхование финансовых рисков агентов. При этом, ИАТА не вовлечена в двухсторонние коммерческие взаимоотношения между страховой компанией и агентами. Наша задача - обеспечить агентов и авиакомпании максимально возможным числом надежных и компетентных поставщиков страховых услуг. А с кем из них сотрудничать и на каких условиях -решат сами агенты.

4. Основные требования, предъявляемые к страховым компаниям, являются полностью публичными и были озвучены на встречах с агентами, интересовавшимися данным вопросом. Страховая компания, которая предоставляет услугу страхования финансовых рисков агентства, должна иметь международный рейтинг на уровне В + или выше от AM Best или эквивалентный в другом международном рейтинговом агентстве. В случае отсутствия подобного рейтинга у компании, данные риски должны быть 100% перестрахованы в страховой компании(ях), имеющих указанный выше рейтинг. Мы бы были крайне признательны автору статьи, если бы после ее выхода к нам обратились две, пять, десять... компаний, желающие страховать финансовые риски агентов и отвечающие вышеуказанным требованиям. К сожалению, из семи страховых компаний, заинтересовавшихся этой деятельностью за последние 2-а года, только одна соответствует требованиям. Но ведь одна лучше, чем ничего, не правда ли? Наличие хотя бы одной страховой компании, предоставляющей финансовую гарантию, увеличивает конкуренцию на рынке гарантий, поскольку агент может выбирать между банковской гарантией или страховым сертификатом.

Андрей НИКОЛАЕВ, первый заместитель Председателя правления ЗАТ «Европейское туристическое страхование»

На наш взгляд, никакой страховой монополии страхования ответственности агентств по продаже авиаперевозок, необходимого для поддержания статуса аккредитованного ИАТА агентства, нет. ИАТА — это общественная организация, объединяющая авиаперевозчиков разных стран, в том числе и некоторых украинских. Эта организация имеет полное право определять критерии сотрудничества как с агентами авиакомпаний — своих членов, так и со страховщиками.

Именно так и произошло в нашем случае: члены ИАТА проголосовали за установление новых размеров финансовых гарантий для аккредитованных агентов. Точно так же ИАТА установила требования к страховым компаниям и банкам, чьи гарантии принимаются в качестве обеспечения рисков деятельности агентов. И то, что в Украине оказалась лишь одна страховая компания — «ЕТС», удовлетворяющая критериям ИАТА — это не результат какого-то монопольного сговора, а лишь показатель состояния отечественного рынка страховых услуг.

Монополизма на рынке инструментов обеспечения рисков в работе агентов нет еще и потому, что, кроме договора страхования рисков, агенты могут предоставлять при аккредитации в ИАТА еще и банковскую гарантию. Однако большинство агентов предпочитает пользоваться нашим страховым сертификатом хотя бы потому, что с наступлением кризиса мы ни на йоту не изменили страховой тариф, и он по-прежнему составляет 2.5% от суммы ответственности. В то же время некоторые банки предоставляют сегодня гарантию под 100% обеспечение (депозит и пр.). Хотя есть и такие, которые берут за эту услугу оплату в размере 2% от суммы гарантии.

Что же касается возможного банкротства «ЕТС»... Конечно, все мы ходим под Богом, однако замечу, что подобного рода риски обязательно перестраховываются в крупнейших в мире страховых компаниях, которые, к тому же, являются нашими акционерами. Это страховой концерн «Дженерали» и «Дженералхолдинг Вена». Так что в любом случае страховое возмещение будет выплачено в установленные в договоре сроки.

Семен ПТАХИВ,  Украинский Туризм, №2, 2009 

© 2013-2019 ЧАО «Европейское Туристическое Страхование»
Разработка сайта: Webberry